«Титаник» возвращается. Возможно ли это?

Культура

В 2022 году на воду спустят копию "Титаника", который должен будет повторить маршрут своего предшественника. Вспомнили историю одного из самых страшных крушений.

Недавно стало известно, что компания Blue Star Line строит новый “Титаник”. Лайнер планируют спустить на воду в 2022 году. “Титаник II” должен повторить маршрут своего предшественника — то есть проплыть из Великобритании в США. Компания воссоздаст исторические интерьеры лайнера, а вместить он сможет более двух тысяч пассажиров (правда, пока неизвестно, согласится ли кто-нибудь отправиться в такое путешествие). Мы решили вспомнить одно из самых страшных крушений XX века и то, какое отражение гибель “Титаника” нашла в массовой культуре.

Самое большое судно в мире

Трансатлантический пароход “Титаник” построили в 1911 году, и на тот момент лайнер был самым большим судном в мире, он вмещал порядка 1300 пассажиров. В строительстве «Титаника» участвовали 1500 рабочих, самым младшим из которых было по 12-13 лет. Наконец 31 мая 1911 года лайнер был спущен на воду. Посмотреть на это событие пришли 100 000 человек. На борту для пассажиров первого класса работали бассейн, корт для игры в сквош, ресторан, кафе и гимнастический зал. Каюты были отделаны красным деревом и позолотой. Люкс-апартаменты, например, представляли из себя гостиную, гардеробную, две спальни, ванну, туалет и даже персональную прогулочную палубу с канапе и плетеными креслами. “В салонах корабля совершенно забываешь, что находишься на борту судна, скорее кажется, будто входишь в зал какого-то великолепного дома на побережье”, — вспоминал один из выживших пассажиров “Титаника”. Для пассажиров также работали сауна и паровая баня, оформленные в мавританском стиле, и стояла электрованна — прототип современного солярия. В ресторане предлагали изысканные блюда: устрицы, семгу со взбитыми сливками, паштет из гусиной печени и многое другое. Вся эта роскошь, очевидно, была доступна только пассажирам первого класса — каюты второго и третьего класса были значительно проще. В третьем классе подавали овсянку, копченую селедку или бифштекс с луком.

Командовал кораблем морской офицер, 62-летний капитан Эдвард Джорд Смит. Рейс «Титаника» должен был стать его последним плаванием перед выходом на пенсию. Как он умер — доподлинно неизвестно, выжившие очевидцы говорили, что Смит до последнего не покидал капитанский мостик. Экипаж корабля составлял 900 человек, помимо офицеров и членов трюмной команды, в него входили музыканты, стюарды, сотрудники почты, спортивные инструкторы, повара и официанты, а также типограф. В первом классе путешествовали многие известные представители знати и высшего общества. Среди пассажиров, например, был мультимиллионер Джон Джейкоб Астор IV со своей беременной супругой Мадлен (сам он погиб, а Мадлен выжила), промышленник и мультимиллионер Бенджамин Гуггенхайм (погиб при крушении), актриса немого кино Дороти Гибсон, светская львица и филантроп Маргарет Браун (выжила и впоследствии помогала жертвам крушения, а после смерти ее стали называть “непотопляемая Молли) и другие.

Лайнер отплыл 10 апреля 1912 года. Первым айсберг, находившийся прямо по курсу, заметил моряк Фредерик Флит 14 апреля в 23:39. Он доложил об этом на капитанский мостик, после чего несущие в тот момент вахту попытались увести лайнер от столкновения. Но, поскольку “Титаник” был слишком велик для маневра, а айсберг находился слишком близко, сделать это не удалось. Повреждены оказались пять носовых отсеков, на что система непотопляемости лайнера не была рассчитана. Корабль начал стремительно тонуть, конструктор Томас Эндрюс заявил, что корабль может оставаться на плаву не более полутора часов. На борту огромного лайнера имелось всего 20 спасательных шлюпок , которые могли взять на борт до 65 человек. Тем не менее в течение часа эвакуировали всего 180 человек, в основном женщин и детей. Хуже всего пришлось пассажирам третьего класса — охрана не знала, что корабль тонет, и не везде отпирала решетки, отделяющие их от помещений первого и второго классов. Уже в 2:20 «Титаник» разломился пополам и полностью скрылся под водой. В результате крушения погибли по меньшей мере 1496 человек.

корабль титаник

“Титаник” в литературе, живописи и музыке

Гибель “Титаника” получила очень широкое распространение в научно-популярной литературе. Многие из выживших пассажиров оставили свои воспоминания. Например, писатель Арчибальд Грейси после спасения начал писать книгу. Он провел месяцы, пытаясь установить, кто находился вместе с ним в спасательной шлюпке, а в своей работе указал имя каждого безбилетного пассажира. Также он собрал имена пассажиров первого класса, оставшихся на судне. Свои мемуары оставил и второй помощник капитана Чарльз Латойллер, а также капитан Артур Рострон. Что касается художественных произведений, то история “Титаника” нашла отражение в приключенческом романе Клайва Касслера “Поднять Титаник”, романе “Спасенная с “Титаника” Лии Флеминг и книге «„Титаник“. Псалом в конце пути» Эрика Фоснера Хансена.

Знаменитый цикл живописных работ, посвященных “Титанику”, написал американский художник Кен Маршалл изобразив корабль с фотографической точностью, включая всю его историю: от схода на воду до катастрофы.

Что касается музыки, то всего за год, в период с 1912 по 1913 год вышло более 100 песен, посвященных “Титанику”. Помимо скорби, авторы зачастую поднимали проблему классового неравенства — ставшую краеугольным камнем “Титаника”. Но были и тексты, в которых в первую очередь говорилось об отваге людей, вне зависимости от социального статуса: “Были миллионеры из Нью-Йорка, а другие из города Лондона. Они все были храбрецами, и мужчин, и женщин спасали,Когда великий «Титаник» тонул”, — пелось в одной из них. После катастрофы организовывали много благотворительных концертов, средства от которых шли на помощь семьям погибших. Трагедия “Титаника” также легла в основу мюзиклов — например “Непотопляемая Молли Браун” — об одной из пассажирок, помогавшей спасать людей, а впоследствии помогавшая их семьям.

титаник фильм

Крушение “Титаника” в кино

Предшественником знаменитого “Титаника” Джеймса Кемерона был одноименный черно-белый американский фильм 1953 года. На документальность он не претендовал. В центре сюжета лежала истории миссис Джулии Стёрджес, которая в тайне от мужа решает покинуть Европу и отправиться за океан, на свою родину в штат Мичиган на крупнейшем пассажирском лайнере «Титаник». Она забирает с собой своих детей: 17-летнюю дочь Аннетт и 10-летнего сына Нормана. Её муж — Ричард, узнав о планах жены в последний момент, решает отправится вслед, но все билеты на лайнер давно проданы. Не желая терять контакт с детьми, он выкупает билет 3-го класса у баскских эмигрантов, чтобы приехать в Америку вместе с семьей.

Фильм-катастрофа Джеймса Кэмерона с Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет в главной роли был снят в 1997 году. Перед тем, как начать снимать фильм Кэмерон лично совершил двенадцать погружений к “Титанику”. После того как я увидел обломки настоящего „Титаника“, мне стало ясно, что я не имею права ни в чём схалтурить. Когда мы с русскими закончили подводные съёмки, я попросил всех собраться на палубе. Перед этим мы снимали всю ночь и весь день, больше 17 часов. Люди были предельно измотаны, но все собрались на носу лайнера, и мы спустили на воду венок, на котором написали: „Памяти пассажиров и экипажа «Титаника»“. Наш фильм — кинематографический венок этим людям”, — говорил тогда режиссер. Макет лайнера был сооружен практически в настоящую величину, а бюджет картины составил порядка 200 миллионов долларов. “Титаник” стал самым кассовым фильмом в истории кинематографа, собрав порядка 2 миллиардов, и сейчас трудно представить, чтобы кто-то, слыша Селин Дион, не представлял, как Роза отпускает Джека.

титаник крушение
Написать комментарий

Оставить комментарий

Подпишитесь на обновления в соцсетях

Каждую неделю мы рассказываем о главных кинопремьерах, выставках, спектаклях и концертах. Коротко и по делу.