7 полотен, которые разорвали шаблон и возмутили ценителей искусства

Культура Искусство

Как отличить шедевр от обыкновенного художества? Кто задает тренды в изобразительном искусстве? И благодаря чем картины становятся предметом обсуждения многих поколений?

Мы часто не можем понять, почему то или иное произведение становится шедевром, но не замечать их гениальности тоже нельзя. Они меняют представление об искусстве, о них говорит весь мир, музеи гордятся, что эти полотна есть в их коллекции. Разобраться, как и почему эти картины превращаются в венец творения, и составить подборку выдающихся произведений изобразительного искусства нам помогли эксперты интернет-магазина Continuum Art.

«Банка супа» Энди Уорхола

7 полотен которые разорвали шаблоны

Вы могли никогда не пробовать суп компании «Кэмпбелл» из банки, но о работе Энди Уорхола «Банка супа» точно слышали. Кстати, это было не единственное изображение банки, которое сделал художник – всего он написал 32 полотна, на каждом из которых была изображена одна из разновидностей супов американского производителя.

Почему «Банка супа» вызвала фурор? Представьте себе: Лос-Анджелес, 1962 год, в мире американского искусства господствует абстрактный экспрессионизм. И тут нас сцену выходит коммерческий художник, который до этого рисовал рекламные плакаты (надо признать, довольно успешно). Что он может представить публике? Коммерциализм и никаких эмоций? Именно этот контраст с популярным на тот момент экспрессионизмом стал поводом для многочисленных дебатов. А где есть бурные обсуждения и критика, там есть интерес общественности. И нет, Уорхол был не единственным, кто работал тогда в технике поп-арта, но именно его экспозиция 1962 года ознаменовала дебют этого направления на западном побережье США. А «Банка супа» стала не просто протестом против живописи действия, но перевела изобразительное искусство в новое пространство.

«Черный квадрат» Казимира Малевича

7 полотен которые разорвали шаблоны

Вряд ли вы найдете более известную, узнаваемую и значимую картину, чем «Черный квадрат» Малевича. Это тот случай, когда живописец сознательно отказывается от изображения в принципе и создает тотально абстрактную работу. Здесь нет ничего, кроме формы и цвета, они являются главными героями и становятся темой обсуждения чистого творчества, где нет места ни сюжетам, ни предметам. Казимир Малевич называл «Черный квадрат» иконой, а в мире искусства произведение стало манифестом супрематизма.

«Черным квадратом» Малевич разделил искусство вчерашнего дня с принципиальной новизной открытия, обозначил конец традиционному предметному мышлению. Картина стала «нулем форм», с которого начинается абсолют и беспредметное творчество.

«Авиньонские девицы» Пабло Пикассо

7 полотен которые разорвали шаблоны

Как и хорошему вину, изобразительному искусству важна выдержка. Так случилось и с «Авиньонскими девицами» Пабло Пикассо, которые впервые попали на выставку только в 1937 году – спустя 30 лет после написания.

Появившееся в 1907 году, это полотно положило начало кубическому периоду испанского художника. Интересно, что пять женщин, изображенных на картине, написаны в разной манере. Розово-охристые тона трех из них говорят о двух периода творчества Пикассо – «голубом» (с 1901 по 1904 годы) и «розовом» (с 1904 по 1907). Именно в «розовом» периоде Пикассо начал эксперименты со стилем и писал, основываясь не на наблюдения, а на интуицию. Лица двух других героинь картины напоминают африканские маски и дают начало кубизму – новому течению живописи.

«Авиньонские девицы» не просто ознаменовали новый этап в творчестве Пикассо, но разрушили привычное понимание красоты женского тела и изображения в целом. После этого полотна реальность перестала быть основой изображения окружающего мира. «Авиньонские девицы» привлекли внимание французских художников. Под впечатлением от этой картины создавали свои шедевры, например, Жорж Барак, Робер Делоне и Андре Дерен.

«Завтрак на траве» Эдуарда Мане

7 полотен которые разорвали шаблоны

Основой «Завтрака на траве» стали сразу несколько произведений – картина Джорджоне «Сельский концерт» и фрагмент гравюры «Суд Париса» по рисунку Рафаэля. От всего, что видело французское изобразительное искусство раньше, это произведение отличает резкая фотографичность. Никаких вам полутонов – только неприкрытые мазки (из-за которых «Завтрака на траве» может показаться неоконченным) и неприкрытая же человеческая натура. При этом обнаженные тела не напоминают те мягкие и безупречные фигуры, которые было принято изображать в XIX веке. Воспринятое как пощечина хорошему вкусу, полотно дало повод публике и критике обвинить Эдуарда Мане в неумении рисовать и даже в сумасшествии. На защиту художника встали разве что его близкие  друзья Шарль Бодлер и Эмиль Золя.

Кстати, изначально «Завтрак на траве» предназначался для Парижского салона, но жюри не допустило его к выставке. Справедливости ради, стоит сказать, что строгий отбор не прошли еще тысячи картин – их выставили на так называемом Салоне отверженных.

«Ночной дозор» Рембрандта

7 полотен которые разорвали шаблоны

Когда Стрелковое общество Нидерландов решило украсить штаб-квартиру изображением своих рот, они заказали групповой портрет у Рембрандта. Отряд гражданского ополчения заплатил художнику 1600 флоринов, но то, что они получили в результате, их, мягко говоря, не устроило. С одной стороны, их можно понять. Ведь Рембрандт решил поэкспериментировать, отказался от прорисовки деталей, писал прерывистыми мазками, а на картине, кроме мушкетеров, были изображены еще 16-ю никому неизвестных персонажами.

Построенный на резком контрасте света и тени, «Ночной дозор» получил эмоциональную напряженность и динамичность – кажется, даже одежды здесь двигаются. Хотя манера письма оказалась неприемлема для современников Рембрандта, она во многом предвосхитила живопись XIX века.

«Менины» Веласкеса

7 полотен которые разорвали шаблоны

Написанные в 1656 году, «Менины» — одна из самых знаменитых картин в мире. Искусствоведы и философы не устают ее анализировать с момента создания и до сих пор, а художники (в том числе современные) то и дело представляют свои вариации на тему «Менин».

Искусствовед Доусон Карр замечал в этой картине иллюзорность искусства и жизни в целом. Писатель Джон Манчип Уайт утверждал, что «Менины» стали своеобразным венцом жизни и творчества Веласкеса (это единственный автопортрет художника, на котором он изображен в роскошном дворце в окружении монарших особ). Мишель Фуко и вовсе посвятил этому произведению целую главу своего труда «Слова и вещи», обращая внимание на то, что в картине проявляются свободные от внешнего воздействия элементы.

Чем так поразили общественность «Менины», можно узнать из книги «Рубенс, Веласкес, Рембрандт. Гении эпохи барокко».

«Обнаженная, спускающаяся по лестнице» Марселя Дюшана

7 полотен которые разорвали шаблоны

С первого взгляда на этой картине не увидишь ни обнаженной, ни лестницы. Если не понимать, что это абстрактная (очень абстрактная) фигура, а части ее тела – конические и сферические элементы, вложенные друг в друга. Таким образом, фигура как бы перетекает сама в себя. При этом нельзя сказать, что это человеческая фигура – четких указаний на это нет.

Интересно, что до того, как в 1912 году Дюшан представил «Обнаженную…» широкой публике, ее не признавали ни футуристы с кубистами, ни жюри. Для первых она не вписывалась в творческую концепцию, вторые говорили, что спускаться с лестницы обнаженная не может, потому что это «недостаточное проявление уважения к ней».

Тем не менее, все это не помешало «Обнаженной…» стать одним из известнейших произведений начала XX века и получить титул общепризнанной классики модернизма.

Естественно, шедевров, изменивших мир, после которых об искусстве уже нельзя было говорить на прежнем языке, гораздо больше. С их многообразием знакомят авторы проекта Continuum Art.

Кстати, здесь сейчас проходит акция «Революция в искусстве» — вы можете пополнить свою коллекцию интересной и полезной литературы новыми экземплярами с существенной скидкой.

 

Написать комментарий

Оставить комментарий

Подпишитесь на обновления в соцсетях

Каждую неделю мы рассказываем о главных кинопремьерах, выставках, спектаклях и концертах. Коротко и по делу.