Краудфандинг: как получить деньги на развитие своего проекта?

Деньги Бизнес и работа

Если у вас есть идея общественно полезного проекта, но нет денег, собрать средства можно на краудфандинговых площадках. Спонсорами выступают простые люди, которые ждут за свой вклад вознаграждение.

Краудфандинг — это коллективное сотрудничество людей для финансирования проекта.  Это может быть, например:

  • продукт или объект — памятник, инновационная техника;
  • услуга — фестиваль, парикмахерская, производство;
  • нематериальное направление — исследование, книга, приложение;
  • целевое направление — сбор средств для сирот,  поддержка политических кампаний.

Автор проекта должен увлечь спонсора идеей. Проекты публикуются на краудфандинговых сайтах, где авторы показывают свои идеи, а любой желающий дает на них деньги. Краудфандинг можно сравнить с тем, как вы собираете деньги с друзей, чтобы сделать приятелю дорогой подарок, а взамен вас кормят тортом.

Как это работает?

что такое краудфандинг

Тот, кто финансирует, может быть одновременно и покупателем продукта, и спонсором, и инвестором. Когда создатель проекта получил деньги, он несет перед своими спонсорами ответственность. Те, кто финансируют проект, могут выбрать себе различные виды вознаграждения. Например, билет на концерт группы или экземпляр книги с автографом. Иногда краудфандинг действует как предзаказ по заниженной цене. Если вы хотите стать спонсором проекта, будьте готовы получить свое вознаграждение не скоро — после сбора денег на реализацию проекта может уйти несколько месяцев.

Некоторые проекты успешнее других и собирают суммы, в несколько раз превышающие первоначальную.

Есть несколько видов краудфандинга:

Полная сумма или ничего

Создатели проекта получают деньги, только если проект собрал всю сумму. Если цель не достигнута к определенному времени,  деньги возвращаются к владельцам.

Оставить собранное

Деньги остаются у создателей проекта в том случае, если он не был завершен на 100 %. Ответственность перед инвесторами несет автор проекта.

До цели

Проект будет длиться ровно столько, сколько потребуется, чтобы собрать всю сумму.

Краудфандинговые платформы

краудфандинговые платформы

Проекты публикуются на специальных платформах. За свои услуги площадки берут комиссию — это может быть фиксированная сумма или процент.

Самая популярная за границей платформа — Kickstarter. На данный момент на площадке было собрано более $4,2 млрд. Больше всего денег удалось собрать компании Pebble Technology. На перезапуск часов Pebble компании удалось собрать $20 млн.

В 2008 году с помощью краудфандинга Барак Обама собирал деньги на президентскую предвыборную кампанию. Для предварительных выборов он собрал около $272 млн. Спонсорами выступили более двух миллионов человек.

В России с краудфандингом сложнее. Это связано с недоверием к краудфандингу как к явлению. Тем не менее успешные проекты появляются все чаще. Весной 2012 года на Planeta.ru группа «Би-2» собрала 1,2 млн рублей на выпуск нового альбома. Проект по сбору средств для фильма «28 панфиловцев» собрал 20 миллионов рублей.

Какие площадки есть в России?

краудфандинг в россии

В России более десяти крауд-платформ, крупнейшие из них — Boomstarter и Planeta.ru.

Boomstarter завершил 1886 проектов и собрал 427 млн рублей.

Проект Planeta.ru на данный момент завершил 5000 проектов на общую сумму 1 млрд рублей. Рекордсмен площадки — научно-просветительский проект «Гарри Поттер и методы рационального мышления», в кратчайшие сроки собравший 11 426 381 рублей.

Также в России собственные краудфандинговые платформы запускают банки и платежные системы.

Как создать проект?

как создать проект на краудфандинге

Чтобы люди захотели дать вам деньги, их нужно увлечь. У каждой площадки есть рекомендации о том, как оформлять проект. Платформы рекомендуют подробно описывать идею, записывать видео и рисовать инфографики.

Коммерческие проекты имеют меньше шансов на успех. Некоторые платформы — например, Planeta.ru — не размещают на площадке проекты, связанные с политической  и религиозной деятельностью. Boomstarter не размещает проекты, предлагающие открытие бизнеса.

Например, проект по открытию магазина (если его разместят на площадке) вряд ли соберет деньги, тогда как создание, например, Кофтёныши — кофты, которые превращаются в игрушку может иметь успех.

Нельзя одновременно размещать проект на нескольких крауд-площадках.

Прежде чем отправлять проект на модерацию, убедитесь, что он соответствует всем требованиям.

Написать комментарий

Оставить комментарий

Подпишитесь на обновления в соцсетях

Каждую неделю мы рассказываем о главных кинопремьерах, выставках, спектаклях и концертах. Коротко и по делу.