При военном конфликте, если он становится неизбежен, Церковь дает свое благословение воинам. Оно же одновременно накладывает и ограничения: так, например, освященное оружие никогда не может быть использовано против мирного населения – детей, женщин или стариков. Его можно применять только против людей, которые проявили агрессию в отношении страны и целостности ее границ.
Что говорится о войне в Библии, какие правила должны соблюдаться и как себя вести близким и обществу в целом по отношению к военным?
Принцип призыва на военную службу в Библии
Ветхий Завет гуманен по отношению к призыву: в нем содержатся явные указания на то, например, в каком возрасте и кому можно быть призванным сражаться.
Дом и хозяйство
«Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении и другой не обновил его» (Втор. 20: 5).
Речь о том, что человек, который не построил дома, не начал полноценно жить со своей супругой, не обзавелся хозяйством, на войну идти не может. По Закону Божию, там нет места юношам моложе 19-20 лет.
Эмоциональная зрелость
Читаем там же дальше:
«И кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении и другой не воспользовался им» (Втор. 20: 6)
Человек должен успеть посадить виноградник (в буквальном и метафорическом смыслах), чтобы познать радость от результатов своих действий, созреть эмоционально и морально самому. Для этого из винограда необходимо получить хотя бы раз свежее вино, попеть песен с друзьями, узнать свои личные границы и удержаться от соблазна оказаться пьяным. Только при условии строгого самоконтроля и внутренней глубины можно отправляться на войну.
Юнцы же слишком вспыльчивы и безалаберны, они являются несмышленышами в житейском смысле, не могут принимать взвешенных решений и нести за них ответственности, поэтому брать их в сражение было бы слишком жестоко, для них это почти стопроцентно означало бы верную и быструю смерть.
Жена и дети
Наконец, третий важный аспект:
«И кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении и другой не взял ее» (Втор. 20: 7).
Бог есть любовь: мужчина должен познать любовь женщины и увидеть свое продолжение в детях. Семейные люди, для которых понятие Родины – не абстракция, а совершенно конкретные родные люди, всегда лучше воюют. Их не нужно дополнительно убеждать и мотивировать. Берлин, например, брали те, кому исполнилось к тому моменту 40-50 лет. Человек всегда должен знать, за что и за кого он готов пожертвовать своей жизнью, для чего ему быть готовым умирать.
Предложение мира
Очень важный момент: по Закону Божию, врагу сперва нужно предложить мир.
В Библии написано: «Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир; если он согласится на мир с тобою и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе» (Втор. 20: 10–11).
Бережное отношение к миру вокруг
Сейчас можно с болью видеть, что во время сражений города сравниваются с землей, природа гибнет, после войны остается только выжженная пустыня. Второзаконие предписывает другое:
«Если долгое время будешь держать в осаде какой-нибудь город, чтобы завоевать его и взять его, то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление» (Втор. 20: 19).
Милосердие к врагам
В Библии установлен и предел гневу человека на войне – он не может быть бесконечным и всегда должен иметь разумные для обороны пределы. Тем, кто исполняет свой гражданский долг, важно помнить слова из Книги Бытия:
«Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа» (Быт. 49: 7).
Покаяние после смертоубийства на войне
Мнение Церкви о вернувшихся с войны людях однозначное, заведенное еще при византийской традиции. На два года после возвращения с полей сражения накладывается епитимия. Почему так происходит? На войне всегда проливается человеческая кровь, пусть и при защите Отечества и близких. Даже невольное убийство все равно остается преступлением, но этот грех должны отмолить смирением и покаянием не только воины, но и общество в целом.
Для Бога мы все являемся детьми — любой национальности, любого возраста и цвета кожи. Господь любит каждого человека и заботится о нем, желая ему одного лишь блага. Так же, как он заботится обо всех своих творениях.
Так и мы должны чтить отца своего небесного и руководствоваться его заповедями — идет ли речь о войне или о мире. Закон Божий должен быть основой для справедливых законов человеческих, и лучший способ понять его — читать Священное Писание.
О небесных покровителях, которым нужно молиться за здоровье ваших близких, об истории военного духовенства, воинских храмах, иконах, связанных с воинскими событиями, чудесах на войне и вечных темах вы можете прочесть на сайте pobeda.ru
Читайте также:
Как явление Богородицы спасло жизни целой белорусской деревни
Что такое воинские храмы, как и когда они появились в России?
Вечный вопрос: прощать или не прощать? Сила прощения
Тест: знаменитые иконы России. Сможете узнать их все или только «Троицу»?
Тест на знание церковных терминов (от Агнеца до Юродивого)
Что говорится в Священном Писании о воинском служении?
Тест: 15 вопросов на знание основ Православия
Тест на знание православных храмов: сможете узнать эти 10 мест?
Чудеса на войне: Знамение под Сталинградом
Тест: что вы знаете о церковных таинствах?
Кому молиться за военных: небесные покровители русского воинства
Оставить комментарий